Please use this identifier to cite or link to this item: http://repo.knmu.edu.ua/handle/123456789/24701
Title: Особенности формирования профессионального выгорания у преподавателей медицинского высшего учебного заведения
Other Titles: Peculiarities of formation of occupational burnout in teachers of a high medical school
Authors: Лалыменко, Ольга Сергеевна
Беккельманн, Ирина
Капустник, Валерий Андреевич
Завгородний, Игорь Владимирович
Забашта, Виктор Федорович
Третьякова, Катерина Александровна
Тымбота, Мирослав Алексеевич
Keywords: синдром профессионального выгорания
преподаватель медицинского высшего учебного заведения
профессиональная деятельность
Issue Date: 2018
Publisher: Інститут медицини праці імені Ю. І. Кундієва НАМН України
Citation: Особенности формирования профессионального выгорания у преподавателей медицинского высшего учебного заведения / О. С. Лалыменко, И. Беккельманн, В. А. Капустник, И. В. Завгородний, В. Ф. Забашта, К. А. Третьякова, М. А. Тымбота // Український журнал з проблем медицини праці. – 2019. – № 15 (2). – С. 121–130.
Abstract: Введение. Профессиональная деятельность преподавателей медицинских вузов характеризуется высокой напряженностью труда, связанной с многоуровневой учебно-методической подготовкой студентов, организационной, административной, лечебной деятельностью, сопровождающейся высокой эмоциональной загруженностью. Длительное интенсивное воздействие данных факторов трудового процесса может привести к развитию синдрома профессионального выгорания. Цель исследования – изучить формирования синдрома профессионального выгорания у преподавателей медицинского вуза с учетом области специализации преподавателей, их возрастных и гендерных различий. Материалы и методы исследования. С помощью опросника Maslach Burnout Inventory – General Survey (MBI-GS) опрошены преподаватели кафедр гуманитарного, естественнонаучного и клинического профиля Харьковского национального медицинского университета (всего 81 респондент). Результаты оценены по 3 шкалам: «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Личные достижения». Риск профессионального выгорания оценен по классификации риска профессионального выгорания R. Kalimo и соавт. Анализ произведен на уровне значимости р < 0,05. Результаты. Установлено, что высокий уровень эмоционального истощения проявлялся у 28,6 % и 10,5 % женщин до 36 лет клинического и гуманитарного профиля преподавания и был в равной степени выражен у мужчин и женщин 36–48 лет – преподавателей естественнонаучного направления. Наиболее высокие значения эмоционального истощения средней степени выявлены у 30,1 % мужчин – преподавателей клинического профиля. Деперсонализация в равной степени выражена у 21,4 % женщин и 20,0 % мужчин до 36 лет – преподавателей клинического профиля и у 12,5 % мужчин – преподавателей естественных наук 36–48 лет. Наиболее низкий уровень личных достижений зарегистрирован у мужчин: 25,0 % преподавателей 36–48 лет и 12,5 % преподавателей естественных наук старше 48,6 лет и у 20,0 % преподавателей клинических кафедр старше 48 лет. Выводы. У большинства преподавателей медицинского университета выявлен риск развития профессионального выгорания средней степени выраженности: у 28,6 %, 15,7 % женщин до 36 лет – преподавателей кафедр клинического и гуманитарного направления соответственно; у преподавателей старше 48,6 лет: 25 % мужчин и 16,7 % женщин естественнонаучного профиля и 20,0 % мужчин и 14,2 % женщин клинического профиля. Высокий риск развития профессионального выгорания выявлен у 1 респондента. У преподавателей клинического и естественнонаучного профиля чаще выявляли повышенное эмоциональное истощение и деперсонализацию, чем у преподавателей гуманитарного профиля. Уровень по шкале «Личные достижения» был ниже у мужчин 36,6–48,6 лет – преподавателей клинического направления и естественнонаучного профиля по сравнению с аналогичным показателем у преподавателей гуманитарного профиля.
URI: https://repo.knmu.edu.ua/handle/123456789/24701
Appears in Collections:Наукові праці. Кафедра гігієни та екології № 2



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.