143 ПЕДАГОГІКА І  ПСИХОЛОГІЯ [Электронный ресурс]: — Електрон. аналог друк. вид.: режим доступау: https:// www.bsuir.by/m/12_100229_1_91317.pdf 4. Применение тренинговых технологий в работе куратора : метод. пособие / О. Г. Мусич, Л. А. Раточка, О. В. Петухова и др. — Томск : Изд-во ТПУ, 2012. — 38 с. 5. Храпай Е. В. Тайм-менеджмент как инструмент адаптации студентов к обуче- нию в высшем медицинском учебном заведении / Е. В. Храпай, Т. В. Козицкая, О. И. Ильченко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психоло- гии : сб. ст. по матер. XIV междунар. науч.-практ. конф. Часть II. — Новосибирск : СибАК, 2012. — С. 94. 6. Шейко В. Д. Динамічні зміни в психологічному статусі особистості студента ме- дичного ВУЗу / В. Д. Шейко, С. І. Панасенко, О. А. Крижановський // Світ меди- цини та біології. — 2013. — № 2 (37). — C. 197. Внедрение современных методологических подходов для формирования коммуникативной креативности у студентов Рассоха И. В. Харьковский национальный медицинский университет, г. Харьков В настоящее время компьютерные технологии занимают про- чную нишу в учебном процессе. Неоспорим факт их положитель- ного влияния на повышение эффективности обучения и подготов- ку квалифицированных специалистов [Гладышева Е. Н., 2016; Стрельніков В. Ю., 2013; Шестопалюк О. В., 2004]. Однако необходи- мо учитывать, что обучение студентов в медицинских университетах отличается определенной спецификой по сравнению с получением высшего образования в других высших учебных заведениях. Врач, со- гласно «четырехъярусной классификации профессий» Е. А. Климова [Климова Е. А., 2010], относится к социономической профессии по типу «человек–человек», поскольку предполагает постоянную ра- боту с людьми. Поэтому важно развить у студента навыки общения с пациентами и умение применить свои знания в различных ситуа- циях. Для выполнения этих задач используются различные формы обучения, психологические и педагогические приемы. Целью работы было провести и оценить эффективность примене- ния современных методологических подходов в образовательном про- цессе студентов первого курса IIмедицинского факультета ХНМУ. Объект исследования — процесс подготовки специалистов в усло- виях ХНМУ. Предмет исследования — использование активного ме- тода обучения по типу ролевой игры при организации учебного про- цесса. С целью улучшения взаимодействия между студентами и препо- давателем, усвоения материала, раскрепощения студентов на заня- 144 Секція № 4 тии была использована ролевая игра типа «студент–преподаватель». После обоснования актуальности темы, ее цели и задач преподаватель объясняет студентам, что с помощью ролевой игры будет отработана тема текущего практического занятия. Для этого студенты (по жела- нию) пробуют себя в роли «преподавателя», объясняющего часть учеб- ного материала, при этом преподаватель в течение занятия может вносить корректировку в процесс обучения. Необходимо отметить, что проведение данного занятия вызвало интерес у всех участников об- разовательного процесса. В данную игру с удовольствием подключа- лись студенты, как правило, не проявляющие активности во время предыдущих занятий. Это подчеркивает важность эмоциональной составляющей в восприятии учебного материала. Тестовый контроль знаний, проведенный в конце занятия, выявил высокие результаты, причем студенты, отличающиеся низким уровнем заинтересованнос- ти, показали лучшие результаты по сравнению с предыдущими за- нятиями. В процессе проведения ролевой игры студенты раскрыли свой потенциал более полно в сравнении с рутинными ответами на вопросы и продемонстрировали умение вести диалог. Таким образом, можно заключить, что проведение практических занятий по типу ролевой игры «студент–преподаватель» вносит раз- нообразие в учебный процесс и способствует эффективному усвоению материала, формирует и укрепляет навыки общения студентов. УДК 378.147.34 Особливості викладання дитячої ендокринології студентам IV курсу медичного факультету в вищому державному навчальному закладі України «Буковинський державний медичний університет» Ризничук М. О. ВДНЗ України «Буковинський державний медичний університет», м. Чернівці Резюме. У статті наведені матеріали з організації викладання ди- тячої ендокринології у рамках модуля “Найбільш поширені соматичні та ендокринні захворювання в дітей” студентам IV курсу медичного факультету, які навчаються за спеціальністю “Лікувальна справа”. Обговорюються особливості навчального процесу з урахуванням сучас- них потреб, пов’язаних з реформою системи охорони здоров’я України. Ключові  слова: дитяча ендокринологія, студенти, 4-й курс, ви- кладання.